Наши публикации

ТОП 16 ВОПРОСОВ В ОТНОШЕНИИ

ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ КИПРА

19 апреля 2013

⦁ Насколько большой остров Кипр?
Кипр – остров в Средиземном море, расположенный к северу от Израиля и к югу от Турции. Его площадь составляет около 9 250 квадратных километров. Население составляет около 1 100 000 человек. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны составляет ≈ 17 миллиардов евро. Это 0,2% от общего ВВП еврозоны.

⦁ Каковы основные секторы экономики Кипра?
Туризм и финансовые услуги являются двумя крупнейшими секторами экономики страны, причем финансовые услуги даже доминируют над туризмом. Кроме того, учитывая недавнее обнаружение значительных запасов газа в территориальных водах острова, ожидается, что Кипр будет развивать нефтегазовую промышленность, которая может стать основным источником роста ВВП этого государства.

⦁ Насколько сильна экономика Кипра?
С момента обретения страной независимости в 1960 году Кипр в течение 50 лет (до начала недавнего кризиса) не испытывал тех кризисов, от которых страдали многие другие страны: ни инфляционного кризиса, ни валютного, ни банковского, ни кризиса, связанного с уровнем внешней или внутренней задолженности.

Он также выделялся особенно длительным периодом стабильности, который сопровождался непрерывным ростом. С момента разделения страны на две части в 1974 году и до начала нынешнего кризиса средний рост ВВП составлял 4%, а уровень безработицы 3,5%. Рабочая сила Кипра отличается подавляющим большинством кадров с высшим образованием. Страна занимает 3 место среди всех стран мира по проценту выпускников университетов.

⦁ Каково текущее состояние экономики Кипра?
Как и в большинстве стран ЕС, кипрская экономика в настоящее время находится в состоянии рецессии. В 2012 году страна сообщила об отрицательном росте ВВП, составляющем примерно 2%. Безработица на конец 2012 года составила 12%. Дефицит бюджета Кипра на конец 2012 года составил 5%. Соотношение долга к ВВП Кипра на конец 2012 года составляло 83%.

⦁ Какие основные банки Кипра?
Тремя крупнейшими банками Кипра являются Bank of Cyprus (BOC), Marfin Laiki (ML) и Hellenic Bank (HB).

⦁ Зачем Кипру понадобился кредит?
Банки BOC и ML накопили значительное количество государственных облигаций Греции. На основании соглашения между правительством Греции и держателями ее облигаций в октябре 2011 года оба банка были вынуждены списать эти облигации почти на 70%. Это привело к тому, что капитал каждого банка упал ниже уровня, согласованного в так называемом «Третьем Базельском соглашении», также известном как «Базель III». Базель III – глобальный стандарт по достаточности банковского капитала, стресс-тестированию и риску рыночной ликвидности, согласованный членами Базельского комитета по банковскому надзору в 2010-2011 гг.

Поскольку найти инвесторов для финансирования оказалось невозможным из-за плохого экономического климата, обращение к государству Кипра осталось последним средством предоставления этого финансирования. HB не нужно было финансировать. Однако, кипрское государство стало владельцем 86% акций ML, и оно также должно было предоставить необходимый дополнительный капитал для BOC. Кроме того, срок действия большого количества облигаций, выпущенных государством Кипр, истекает в июне этого года. Эти облигации необходимо рефинансировать. Наконец, необходимо финансировать дефицит бюджета Кипра.

⦁ Когда Кипр подал заявку на кредит?
В июне 2012 года Кипр официально подал заявку на получение кредита в так называемый фонд ЕС EFSF/ESM (Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабилизации). Первоначальная необходимая сумма составляла около 17 миллиардов евро, что равно ее ВВП. 16 марта 2013 года на встрече министров финансов всех стран еврозоны было принято решение о предоставлении Кипру кредита в размере 10 миллиардов евро. Оставшуюся сумму должен был профинансировать сам Кипр. Частично это будет сделано за счет приватизации. Однако было решено, что большая часть суммы будет получена за счет единовременного сбора в размере 6,75% со всех депозитов в кипрских банках, не превышающих 100 000 евро, и единовременного сбора в размере 9,9% со всех депозитов, превышающих эту сумму.

⦁ Что случилось с этим планом?
План был отклонен парламентом Кипра 18 марта 2013 года.

⦁ Почему Кипру не был предоставлен кредит на всю сумму сразу, как это было в случае с другими странами ЕС, претендовавшими на такие кредиты (Греция, Ирландия, Испания, Португалия)?
Главная причина заключается в том, что в результате предоставления кредита показатель соотношения долга/ВВП Кипра мог вырасти до 145%, то есть до того уровня, который эксперты-экономисты считают неприемлемым (120% обычно считается максимальным уровнем устойчивости). Однако есть основания полагать, что не последнюю роль сыграло и нежелание некоторых стран, в частности Германии, спасать банки, в которые были вложены большие средства граждан России.

⦁ Какова судьба российских вкладов на Кипре?
В настоящее время на депозитах в кипрских банках находится около 75 миллиардов евро, из которых 25 миллиардов евро принадлежат гражданам России. Надо признать, что в прессе фигурируют разные суммы и проценты (в том числе и об общем уровне вкладов), но можно с уверенностью сказать, что значительная часть (не менее 20%) всех вкладов в кипрских банках принадлежит россиянам.

⦁ Зачем все эти российские деньги на Кипре?
Это имеет историческую, географическую, культурную и финансовую причину. После распада Советского Союза в 1991 году и преобразования российской экономики в свободную рыночную экономику многие частные российские инвесторы искали безопасное убежище и платформу для структурирования своих российских и других активов. Кипр находится относительно близко к России, разделяет православное наследие, имеет привлекательную внутреннюю налоговую систему, прекрасный климат и имеет благоприятное соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией (и другими странами СНГ). Кроме того, как и в таких странах, как Люксембург и Швейцария, на Кипре твердо придерживаются принципа банковской тайны. Вот почему в кипрские банки потекло много российских денег.

⦁ Это действительно все черные деньги?
Мы не являемся налоговыми экспертами и никогда не видели налоговых деклараций, подаваемых российскими вкладчиками в кипрские банки, чтобы сравнить их с доходами. И даже если бы мы могли просмотреть эти декларации, мы не смогли бы определить, правильно ли указан доход в этих декларациях из-за отсутствия аналитического опыта в области российского налогообложения. Однако, мы можем предположить, что часть денег действительно черная, но мы также знаем, что Кипр – не единственная страна с большим количеством российских (черных) денег. Другими примерами стран с огромными суммами российских денег являются Швейцария, Люксембург, Нидерланды и Великобритания. И кроме того, как при вступлении Кипра в ЕС, так и при вступлении Кипра в зону ЕВРО, все остальные страны знали о больших суммах российских денег в кипрских банках, но никогда не делали из этого проблему, по крайней мере, на Кипр никогда не был запрещен въезд.

⦁ Насколько успешна борьба с отмыванием денег на Кипре?
В недавнем отчете МВФ под названием «Борьба с отмыванием денег и борьба с эффективностью терроризма – отчет об обзоре эффективности программы» были даны оценки по соблюдению различными юрисдикциями ключевых требований по контролю за отмыванием денег и борьбе с финансированием терроризма. Отчет также включал в себя рекомендации для развивающихся стран.
Конечно, одной из оцениваемых юрисдикций был Кипр. Кипр получил очень хорошую оценку от МВФ, на самом деле даже выше, чем такие страны, как Нидерланды, Люксембург, Мальта и, что не менее важно, Германия. По данным Mokas, кипрского подразделения по борьбе с отмыванием денег, власти также полностью соблюдают международные правила по борьбе с отмыванием денег с тех пор, как остров присоединился к ЕС в 2004 году.

⦁ Какое решение кипрских проблем было в конечном итоге принято?
24 марта прошлого года между Кипром и министрами финансов стран Европарламента было согласовано следующее решение.

Marfin Laiki Bank (ML) подвергнется упорядоченному дефолту, на основании которого его «плохие активы» (такие как просроченные кредиты, а также депозиты, превышающие 100 000 евро) будут переведены в «плохой банк», а другие его «хорошие активы» (включая депозиты до 100 000 евро) будут переведены в Банк Кипра (BOC). Компания ML (в настоящее время уже на 86% принадлежащая государству Кипр) будет ликвидирована. BOC продолжит свое существование, но его безнадежные активы также будут переведены в вышеупомянутый «плохой банк». Депозиты клиентов BOC, превышающие 100 000 евро, будут конвертированы в акционерный капитал BOC. Таким образом, депозиты BOC и ML не будут затронуты и по- прежнему будут защищены в рамках так называемой «Схемы гарантирования депозитов ЕС». Другие держатели депозитов, особенно держатели депозитов ML на сумму более 100 000 евро, понесут убытки из-за его дефолта, но точный размер этих убытков пока не может быть определен.

Кроме того, министр финансов Кипра ввел некоторые временные ограничительные меры в отношении банковских и кассовых операций. Назовем их по пунктам.

⦁ Во-первых, был введен лимит на снятие наличных в размере 300 евро на человека в день. Безналичные платежи или переводы депозитов/денежных средств на счета в иностранных банках запрещены, за исключением платежей, которые входят в обычную деловую деятельность клиента (при предъявлении соответствующих подтверждающих документов).

⦁ Ежедневные платежи до 25 000 евро на счет и на человека разрешены без каких-либо дополнительных ограничений.

⦁ Платежи в размере от 25 001 до 200 000 евро допускаются только после предварительного утверждения комитетом, обрабатывающим запрос, направленный заинтересованной кредитной организацией, который будет удовлетворен в течение того же дня с учетом общей доступной ликвидности.

⦁ Наконец, любой платеж свыше 200 000 евро допускается только в том случае, если уже было получено предварительное одобрение соответствующего комитета, принимающего во внимание общую доступную ликвидность.

⦁ Какие налоговые меры были приняты?
С точки зрения налогового законодательства Кипра, наиболее важной мерой является повышение общей ставки налога на прибыль с 10% до 12,5%.
Другие конкурентные особенности налоговой системы Кипра, такие как широкое освобождение от налогов на дивиденды и прибыль, а также отсутствие удерживаемых налогов на исходящие дивиденды, проценты и роялти, остаются в силе.

⦁ Каким представляется будущее экономики Кипра?
Никто не может предсказать будущее, но, несмотря на все нынешние неурядицы, есть важные экономические показатели, которые должны вселять уверенность, по крайней мере, в долгосрочной перспективе. Прежде всего, дело в том, что после помощи кредиторов долг страны стабильно держится на уровне 120% ВВП.

Кипр до принятия решения об освобождении под залог уже имел первичный бюджетный баланс. Однако, что, пожалуй, важнее, недавно открытые запасы газа в стране придают ей огромный финансово-экономический потенциал. Согласно недавнему отчету, опубликованному Королевским банком Шотландии, Кипр готов со временем стать самым сильным государственным кредитором в Европейском валютном союзе благодаря своим огромным запасам природного газа, которые составляют минимум 200% / ВВП. Если дальнейшие раскопки будут соответствовать успеху первых находок, выручка от новых месторождений может превысить 530 миллиардов евро (2950% / ВВП). Предполагая, что маржа прибыли составит 20%, стоимость для Кипра превышает 580% ВВП.

Таким образом, можно утверждать, что в долгосрочной перспективе возможности Кипра выглядят обнадеживающе, но в краткосрочной перспективе будет преобладать неопределенность.